Санкт-Петербург +7 (812) 309-81-18        





Техническая поддержка «Миаком Инжиниринг»
Новости
01.08.2017
Новый релиз: PLAXIS 2D 2017 Новый релиз: PLAXIS 2D 2017
Доступна новая версия PLAXIS 2D 2017, которая содержит новые дополнения и улучшения. Среди новых функций: нелинейное поведение геосеток, продольная и поперечная проницаемость интерфейсов, полностью 64-разрядная 2D версия, а также PLAXIS 2D 2017 Viewer (просмотр результатов расчёта без лицензии). Ниже приведена более подробная информация.

01.08.2017
Международная конференция "Транспортная геотехника и геоэкология" TGG2017 Международная конференция "Транспортная геотехника и геоэкология" TGG2017
Современные тенденции к увеличению скоростей движения и осевых нагрузок, а также строительство в сложных условиях ставит новые задачи перед транспортной инфраструктурой.  
01.08.2017
X научно-техническая конференция пользователей программного комплекса PLAXIS X научно-техническая конференция пользователей программного комплекса PLAXIS
В работе конференции приняли участие 81 человек из 32 организаций — представители ведущих научно-исследовательских институтов, проектных институтов и компаний, вузов, в том числе представители ГК "МИАКОМ".
18.11.2016
Новый журнал по геотехнике Новый журнал по геотехнике
Территория Геотехники

Все новости

Коэффициент уплотнения грунтов

Обсуждаемые темы:


Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Ответить
RSS
Коэффициент уплотнения грунтов, Может ли быть коэффициент уплотнения больше 1
 
Мы поместили эту тему в разделе дорожные одежды, но она относится и к аэродромным покрытиям, и к земляному полотну как автомобильных, так и железных дорог, и к гидротехническому строительству. Во всех этих сферах в той или иной степени отраслевыми нормами предусматриваются требования к уплотнению грунтов. Критерием уплотнения является коэффициент уплотнения Ку. Давайте немного разберемся с этим параметром.

Что вообще значит коэффициент уплотнения? Как он определяется, и какие значения может принимать?
Коэффициент уплотнения это отношение достигнутой в результате строительных работ плотности скелета грунта ρd к максимальной величине плотности скелета грунта (сухого) ρd_max.
Ку= ρd / ρd_max.
Максимальная плотность определяется в прибое ПСУ Союздорнии (ГОСТ 22733-77). Автором идеи оценки степени уплотнения является американец Р. Проктор, который в 1933 году предложил свою методику, позже перенятую в СССР.
Как видно из рисунка 1 по мере увеличения влажности плотность растет до максимального значения, которому соответствует значение оптимальной влажности.

Рис. Зависимость плотности скелета грунта от влажности (заимствовано из журнала Дорожная техника №05)

Коэффициент уплотнения, как правило, имеет значения 0,95-0,98. Но иногда встречаются и такие величины: Ку=1,05 и даже Ку=1,10! На первый взгляд это кажется невозможным, поскольку плотность не может превышать максимальную.
Здесь будет интересно отметить тот факт, что прибор Проктора, а позже модифицированный прибор Проктора отличается от ПСУ (Союздорнии) размером падающего груза, а потому результаты будут разными. Следовательно, уплотнение в приборе не дает абсолютной величины максимальной плотности. И действительно, плотность грунта зависит не только от влажности и грунта, но и от затрачиваемой энергии.

Рис. 2 Зависимость плотность-влажность при разной затраченной работе (заимствовано из журнала Дорожная техника №05)

Как видно из рисунка 2, при увеличении количества затрачиваемой энергии максимальная плотность растет, а требуемое количество оптимальной влажности уменьшается. Прибор стандартного уплотнения соответствует затраченной работе какой-то среднестатистической уплотняющей техники.
Таким образом, более интенсивное воздействие на грунт может привести к увеличению Ку более 1.
Интересен еще один факт: если коэффициент уплотнения будет более 1, то модуль упругости увеличится в 1,5-2 раза! С одной стороны, это очень хорошо, и можно сокращать слои дорожных одежд, но есть и обратная сторона – переуплотненный грунт в результате климатических воздействий не сможет сохранять свое состояние.
По результатам исследований Союздорнии сделан следующий общий вывод: уплотнение, изменяя свойства грунта, не препятствует агрессивному воздействию погодно-климатических факторов: промерзания-оттаивания, увлажнения-высушивания, которые изменяют первоначальную структуру уплотненного грунта. При этом само по себе уплотнение не воздействует на природу грунта и не ликвидирует полностью его реакцию на указанные факторы. Так, невозможно уплотнением полностью подавить морозное пучение грунта, его способность изменять влажность под влиянием источников увлажнения и испарения и т.д. (Основы нормирования и обеспечения требуемой степени уплотнения земляного полотна автомобильных дорог. Москва 2002).


Одним из вариантов решений является использование геокомпозитной плиты из геосетки (георешетки) и щебня. Такая псевдоплита позволяет обеспечить работу уплотняющей техники без нарушений поверхности грунта (волнообразование при превышении оказываемым давлением прочности грунта) и впоследствии обеспечить требуемую прочность на поверхности земляного полотна.

P.S. требования по плотности в США и у нас отличаются существенно (2,5 раза), наши нормы с 40-х годов прошлого века не менялись, а между тем интенсивность движения и нагрузки претерпели значительные изменения.

Дополнительную информацию можно найти в статье
Методы и приборы контроля качества строительства дорожных покрытий в США Радовский Б. С., д. т. н., проф. (Internet laboratories, inc., США) журнал Дорожная техника ’05 стр. 162-174
Страницы: 1
Ответить
Читают тему
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить файлы
Отправить Отменить
 






Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика